ТихоокеанЭтноЭксп: Уоллис и Футуна, видосик + фоточки + буковки, ноль футов под килем, финал
Выплыли с Токелау. Я думал, что дойдем за двое суток, но ветер совсем скис, идем пять узлов, Уоллис показался на горизонте только к полудню через два дня. Значит, еще целый день до него пердыхать.
Остров принадлежит Франции. При этом, большинство людей вообще никогда не слышали словосочетания "Уоллис и Футуна". Остров надежно окружен рифами, проход только через узкий пробел с юга.
Слева - столица, справа хорошо виден рифовый пояс.
Участники экспедиции на баке.
Местами Уоллис - рай.
Маша.
Капитан изучил лоцию и выбрал для парковки ближайшую по ходу гавань. Тут лучше ветер, до города обещают такси.
Входим в гавань - а там происходят соревнования по гребле на полинезийских лодках. Как в плохих французских комедиях, "Джульетта" подзасрала пару олимпийских результатов.
Вообще, даже в странах тихоокеанского бассейна про Уоллис и Футуну мало говорят. А тут - международные игры, со всех полинезийских островов народ приехал.
Едем в город на ужин. Под правой краспицей висит французский гостевой флаг. Предвкушаю фуа-гру и хорошее вино.
Игорь бегает по набережной в поисках кадров.
Такси на острове нет. Говорят, было, но эксперимент не удался, потому что никто не хочет платить за проезд. Максимум кокос предлагают. Зато тут можно отточить мастерство пикапа. Так как 90 % машин - пикапы, готовые подвести тебя бесплатно, нужно только поднять руку. Мастерство отточено. Все участники экспедиции как раз помещаются в один кузов.
"Джульетта".
Капитан и помощник капитана.
О, кстати, вот кино про приплытие на Уоллис:
Нас привозят на главную площадь. Она представляет собой парковку перед супермаркетом. Тут же - единственный на острове банкомат с полинезийскими франками.
Выходит какой-то мужик покурить, я к нему с расспросами. Он рекомендует новый ресторан - немного вперед пройти, потом на круговом движении направо. Его друг открыл, названия еще нет. Мужик оказался владельцем местного турагентства, которое завтра открывается в восемь утра. Неплохо говорит по-английски.
Уоллис - второе встреченное мной в мире место, где французы говорят на английском (первое - Сен-Мартен).
Идем ужинать. Ресторан - такая придорожная тошниловка-шашлычная с лаконичным меню. Но в качестве воды - Эвиан. Жарят мясо и сосиски. Лесной требует Перье, но его в наличии нет. Капитан бежит в магазин, приносит оттуда нелегальное вино (по вечерам в выходные тут не продают) и Перье Лесному.
Фактоид: в России Перье из-за маркетинговых пидарасов привозят только в стекле, потому что нужно поддерживать премиальность бренда. А во всем мире Перье продают в алюминиевых банках и не выебываются.
На обратном пути останавливаемся на центральной парковке, чтобы поймать вайфай. Он тут первые десять минут бесплатно, а потом по 50 бакинских за три часа. Работает через жопу, только мне удается запостить пост (везение плюс заранее все приготовлено вплоть до тегов). Маша пытается поймать сигнал.
Так как город наводнен спортсменами, о гостинице и речи нет. Все занято. Возвращаемся ночевать на лодку.
Ставим будильник на 6 утра, потому что мы обещали освободить акваторию для соревнований. Надо перебазироваться поближе к городу. А так же я хочу с утра попытать счастья в турагентстве - вдруг есть билеты. Уоллис и Футуна - конечная точка этнографической экспедиции. Но так как сюда летают самолеты только раз в неделю, у нас есть шанс доплыть до Фиджи, где самолеты летают раз в полчаса по всем направлениям.
Светает.
Заводим двигатель.
Идем на малом ходу.
Минуты две.
Утренняя тишина, вся команда еще спит.
Хрясь! Бум! Бдыжь!
- Разъебись ты злоебучим проебом, пиздогробина залупастая, охуевшая в своем трепиздоблядском злоепиздии до пидористического невъебения! - сказал боцман и грязно выругался.
"Джульетта" села рулем на риф. Капитан выдал порцию слов, которые до этого в течение почти трех недель старательно не использовал. Эхо с некоторым удивлением, но покорно передавало окончания слов церквушке, пальмам и пляжному бару.
Идет отлив.
Капитан и Игорь ныряют, чтобы посмотреть, что там снизу.
Капитан берет управление, Игорь командует, куда рулить, глядя под воду.
Чудом сходим с рифа и возвращаемся на место к мурингу (бую, к которому цепляется лодка вместо якоря).
Как нельзя кстати пригодилась поговорка "аля-улю - пизда рулю". "Джульетта" зацепила рулем риф, руль перекосоебило, силуминовое ведро разорвало на две части.
Кстати, не забывайте почитывать блог капитана: http://seapractic.ru/trips/
Вариант с отлетом сегодня же приобретает еще более осмысленные черты. Смотреть в городе все равно нечего, так как город состоит из парковки у супермаркета и только что построенного баскетбольного центра (хотя зелень и цветы красивые).
Ловим пикап и едем в центр - поставить штампы в паспорта и купить билеты.
Уоллис и Футуна телеком.
Лесной переходит дорогу только по зебре.
Не амперсанд красит человека.
Вид с парковки у супермаркета на баскетбольный центр. Считайте, что вы видели Уоллис и Футуну.
Случается чудо - на самолет есть последние пять билетов. Нас как раз пятеро. Летим на Фиджи в полдень.
Ловим пикап и едем за чемоданами.
В первый де день на лодке, еще на Островах Кука, я составил план по датам. Совпадение - идеальное. Вообще, так не планируют. Потому что надо больше отдыхать, больше времени проводить на суше, могут быть шторма и прочая хуйня. Капитан изначально рассчитывал на 28 дней перехода. Мы уложились в 19. Быстрее вряд ли кто-нибудь когда-нибудь объедет наш маршрут.
План я хранил в кармане как талисман. Бывают у меня такие иногда иррациональные заскоки. Типа, если план выкинуть, то все пойдет через жопу. Как-нибудь расскажу и про другие такие локальные суеверия. Как видно, план размок, истерся, но я его не бросил до момента, пока все не закончилось.
На "Джульетту" приплыли французские полицейские водолазы. С надписью "жандармерия" на термокостюмах. Как будто они каждый день смотрят на подводные повреждения у судов. Не могу себе представить такого в России.
Кстати, всякие французские госслужащие и менты получают тройной оклад за работу в таких жопенях, как Уоллис и Футуна. Страшный блат царит, должности покупаются, все как у нас. То же самое и во французских бывших колониях, где солдаты работают.
У нас аналогичная ситуация - со всякими вертолетчиками в Африке. Там такие зарплаты, что должность можно только купить.
В самолете последние ряды были сложены, а над ними сооружены носилки.
Скоро принесли жмура, но он оказался живым. Доктор привязал его, повесил на багажную полку капельницу, поставил монитор и индикатором жизнедеятельности. Когда разносили сэндвичи, перекусил на весу, держа вторую руку на пульсе.
Глядя на них я вспоминал, как часто в жизни мне приходится быть то в роли больного на носилках, то в роли доктора с бутербродом. И каждый раз это интересное приключение.
* * *
На Фиджи нас ждал торжественный ужин. Поднимали бокалы за "Джульетту", желая скорейшей починки и побольше футов под килем.
На следующий день рано утром все участники экспедиции отправились в Москву, а я полетел на Вануату. Оттуда - в Новую Зеландию. Оттуда - на Гавайи. Сегодня я как раз на Гаваях. Алоха, братья! Затем Нью-Йорк, а потом уже домой.
За месяц мы сделали самое главное - подробно изучили этнографию самых отдаленных островных государств Тихого океана, научились управлять яхтой в океане, приобрели много новых знаний, загорели, и неплохо провели время.
Горжусь тем, что мои плавки так и остались сухими, ни разу не купался (равнодушен совершенно).
Экспедиция по Тихому Океану завершена. Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец.
Посты про экспедицию еще будут выходить по мере обработки материала.
Отчеты на http://www.tema.ru/travel/ готовятся.
Итоговое видео - в процессе.
Скоро ПитерЭтноЭксп!
Участники экспедиции и ссылки на их интересные страницы про экспедицию:
фотограф Норя
иллюстратор Вика
оператор Игорь
ученый Маша
этнограф Тема