Ценность творчества
Ценен тот творец, который умеет играть чувствами и смыслами, а не готовыми образами.
Это звучит очень просто, но делит все творчество в мире довольно быстро и эффективно на ценное и на вторичный шлак.
Я для себя нашел простые критерии, по которым можно определить вторичность: стилизация, цитирование и отсылки. Когда нам какой-то искусствовед рассказывает, что эта сцена в фильме отсылает нас к какому-то древнему фильму великого режиссера, где была похожая сцена - то это полная хуйня. А когда Эйзенштейн придумывает образ взятия Зимнего дворца толпой большевиков - это великая сила искусства. Во-первых, потому что эти выдуманные кадры сформировали миф для миллионов людей во всем мире, во-вторых, потому, что они не цитировали никакого фильма, снятого за десять лет до того.
Хороший творец найдет способ произвести впечатления на наши чувства без цитат и без создания антуража древнего Египта или древней Греции. Хороший дизайнер не будет делать плакат в стиле русского авангарда или американского салуна.
Отдельно обращу внимание, что все любимые нами стили прошлого не пытались пересказать стили позапрошлого, а изобретали свои новые творческие приемы. Поэтому арт-нуво - это великий стиль, а автомобиль в виде кареты - хуйня на палке.