История моих предков. Часть II. История брасовских Лебедевых
Составил Андрей Лебедев
Версия 1.0 (7.6.12)
Излагаемые здесь генеалогические данные основаны на архивных разысканиях, которые по инициативе Андрея Валентиновича Лебедева провел в 2010-2011 годах брянский историк и специалист по генеалогии Владимир Алексеев, бывший директор Брянского исторического музея.
Основным источником для Алексеева послужили т.н. «ревизские сказки» 18-го и 19-го веков, которые хранятся в ГАБО (Государстенном архиве Брянской области), а также в ЦГАДА (Центральном государственном архиве древних актов в Москве). Все полученные Алексеевым данные подтверждаются фотографиями оригиналов - соответствующих страниц ревизских сказок.
«Реви́зские ска́зки — документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. В ревизские сказки (кроме 1, 2 и 6 ревизий) включались лица мужского и женского пола, но в сводных таблицах женский пол никогда не фигурировал.
В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими.
В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, причём в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству с одной стороны повышать собираемость подушевого налога, а с другой создавало условия для злоупотреблений (этот факт получил отражение в «Мертвых душах» Гоголя)» (справка из БСЭ).
Всего было десять ревизий: первая при Петре Великом в 1719 году, последняя при Александре Втором в 1858 году.
Происхождение фамилии «Лебедев»
Первые известные по документам Лебедевы, родившиеся в 18-ом веке, - Василий, его сын Павел и его внук Севастьян - еще не носили фамилию Лебедев, а упоминаются в «ревизских сказках» по имени-отчеству - «Павел Васильев», «Севастьян Павлов» и т.д. Первый известный носитель этой фамилии - сын Севастьяна Иван (род. в 1798), который в ревизской сказке 1858 года фигурирует как «Иван Севастьянов Лебедев». Почему и при каких обстоятельствах он получил эту фамилию - неизвестно. Поскольку фамилия Лебедев очень распространена среди лиц духовного звания, можно предположить, что ему дал при крещении свою фамилию крестивший его священник, но это не более, чем догадка. Священникам, в свою очередь, давались при выпуске из семинарии фамилии из «птичьей», «цветочной» или иной серии как своего рода символические оценки достоинств ученика: Лебедев или Орлов явно превосходили по успеваемости Воробьева или Синицына, а Розов или Лилеев - Ромашкина или Василькова. В Согласно немецкому филологу Унбегауну, автору исследования по истории русских фамилий, фамилия Лебедев по частоте встречаемости стоит на шестом месте после Смирнова, Иванова и т.д.
Первые Лебедевы - «из малороссиян»
Лебедевы первых поколений причислены в ревизских сказках к категории «из малороссиян», то есть недавних переселенцев из Гетманской Малороссии, находившейся совсем неподалеку.
Лебедевы в Красном Роге и Холмечи.
Первое поколение: Василий Лебедев (1725 - 1795)
Самый первый известный по документам Лебедев звался Василий. Он родился в селе Красный Рог Почепского уезда Стародубского полка Гетманской Малороссии (позднее превратившийся в Мглинский уезд Черниговской губернии, а - ныне Почепский район Брянской области), из крестьян.
В 1759 г. Василий бежал от последнего гетмана Малороссии Кирилла Разумовского под власть московских царей в деревню Холмечь (вариант Холмечи) Севского уезда Орловской губернии, ныне Суземский район Брянской области. Холмечь находилась недалеко от Брасова и принадлежали тому же помещику - Степану Апраксину.
Этот факт засвидетельствован в ревизской сказке села Брасово 1782 г., имеющей исключительную ценность для истории лебедевского рода. Сказку составили, очевидно, важные лица местной администрации - атаман Ефрем Антонов и войт Кирила Федосеев. Вот ее подлинный текст: «Ревизская сказка малороссиян 1782 июля 10 дня вотчины Ея Императорского Величества флигель–адьютанта и Киевского пехотного полка полковника Степана Степановича Апраксина села Брасова атаман Ефрем Антонов и Гавриловской Гуты войт Кирила Федосеев
Л.19 об. в д. Холмечи
Павел Васильев 32
У него жена Агафья Федорова дочь 32
У них сын Савостьян 11
У него ж Васильева <Павла> теща, вдова Федоровская жена Наталья Иванова дочь 50 лет
Итого в Холмечи м.п. 2 ж.п. 2
Отец ево (П.В.) был уроженец Почепского уезду села Красного Рогу и сюда пришел в 759 году»
Красный Рог, откуда происходил первый Лебедев, был не совсем обычным селом. Это была резиденция гетманов Малороссии, по своему значению - столица тогдашней Украины. Красным Рогом владели гетманы Данило Апостол (1658-1734) , Мазепа (1644-1709), Скоропадский (1646-1722) , а в момент бегства оттуда Василия Лебедева (1759) это была резиденция последнего гетмана Малороссии Кирилла Григорьевича Разумовского, которому Екатерина Вторая после ликвидации гетманства передала Красный Рог в потомственное владение. В 19 веке имение унаследует правнук Кирилла Разумовского по матери - писатель Алексей Константинович Толстой, а теперь там его литературно-мемориальный музей (главный усадебный дом, по свидетельству самого А.К.Толстого, был построен по проекту Растрелли). Любопытная деталь: от Красного Рога всего 20 км до Выгоничей и Кожановки, где находятся корни рода Нагибиных, из которого происходила Анна Ивановна Лебедева (Нагибина), жена Якова Филипповича.
Что заставило Василия Лебедева сменить не только место жительства, но и подданство, неизвестно. Надо думать, он бежал не от хорошей жизни.
Второе поколение: Павел Васильевич (1750-1810)
Итак, из той же ревизской сказки 1782 года мы узнаем, что второй Лебедев - Павел Васильевич было тогда 32-х лет, столько же было его жене Агафье Федоровне, и 11 лет их сыну Севастьяну. В одном доме с ними жила его теща Наталья Ивановна 50 лет, вдова отца Агафьи Федора. Умер Павел в 1810 году в селе Брасово.
Третье поколение: Севастьян Павлович (1771-1834)
Севастьян Павлович родился в 1771 г., умер в 1834 в Брасово, родоначальник Брасовских Лебедевых (хотя, если считать Холмечи Брасовским подворьем, родоначальником будет Павел). Родился в деревне Холмечи, а в 1798 году был переведен в село Брасово. В ревизской сказке села Брасова 1816 г. значится с семьей в списке дворов малороссиян во дворе № 5. Крепостной генерала от кавалерии и разных орденов (Апраксина).
Жена Федосья Петровна (1778-1834), дети: Иван (1798), Илья (1799, близнец Семена), Семен (1799), Елена (1804), Прасковья (1807), Михаил (1810), Федосья (1813)
Четвертое поколение: Иван Севастьянович Лебедев (1798-1854)
Иван Лебедев родился в Брасово в 1798 году и умер там же в 1854 (любопытно, что в течение 4 лет, с 1854 по 1858 он был как раз гоголевской «мертвой душой», то есть для налогового ведомства считался живым). Он первый известный по документам носитель фамилии Лебедев. И первый, кто числится просто среди «крестьян», без упоминания «малороссиян», то есть считается русским (Ревизская сказка села Брасово за 1858 год). Как видим, процесс обрусения занял почти 40 лет и три поколения. Можно предположить, что обретение великорусской идентичности и русской фамилии Лебедев связаны между собой. В той же ревизской сказке 1858 года имеется интересная приписка к данным об Иване: « Переведен <из> оной мал<...> вотчины нужд<...> в село Брасово во дворовые в 1823». Эта приписка не может относиться к Егору, т.к. он родился в 1826; значит, она относится к Ивану. Перевод во «дворовые» значит перевод из крестьян в усадьбу Апраксиных. Связан ли этот перевод с работой в усадебной кузнице? Мы не знаем. Жену Ивана звали Прасковья Астафьева (род. 1800), у них было трое сыновей: Егор (1826), Аким (1846) и Степан (1849).
Пятое поколение: Егор Иванович Лебедев (1826 - после 1858)
Егор Иванович Лебедев родился в 1826 в Брасово и умер после 1858 там же. Переведен из крестьян села Брасова около 1855 года из двора № 167 в дворовые люди Брасовской усадьбы, двор № 113. В Ревизской сказке села Брасово за 1858 год он числится среди «дворовых», а не среди «крестьян». Крепостной человек Е.И.В. камер-юнкера Виктора Владимировича Апраксина. Жена Александра Ермиловна (Ермакова) (1831-1858), дети Алексей (1852), Акулина (1852), Филипп (1856).
Шестое поколение: Филипп Егорович Лебедев (1856 - умер после 1900)
Филипп Лебедев родился в Брасово в 1856 году, точная дата его смерти неизвестна, так как после освобождения крестьянства ревизские сказки составлять перестали. По воспоминаниям Якова Филипповича Лебедева, записанным Элли Николаевной Лебедевой в 1967 году, его отец Филипп Егорович Лебедев был кузнец. Сопоставив тот факт, что отец Филиппа Егор был переведен из крестьян Брасова в дворовые люди Брасовской усадьбы Апраксиных (впоследствии Романовых), с тем, что среди развалин Брасовской усадьбы сохранилась внушительная по масштабам кузница 19 века, можно предположить, что Филипп Егорович работал именно в этом здании кузницы. С Филиппа начинается (?) увлечение Лебедевых «железом» и механикой: Филипп ковал железо, его сын Яков стал железнодорожником, а сын Якова Валентин - артиллеристом, опять же железные механизмы и снаряды, а также механическая тяга. Начиная с Андрея, Валентинова сына, наметилась, по крайней мере в одной линии, переориентация с железа на софт: там пошли филологи, программисты, дизайнеры... Но как показывает пример Сергея Львовича Лебедева, увлечение механикой и тяжелой техникой в роду отнюдь не исчезло...
Жену Филиппа, как недавно установил Владимир Алексеев, разыскав метрическую книгу села Брасово того времени, звали Наталья Петровна (см. запись о рождении Якова Филипповича ниже). У Филиппа и Натальи было двое детей: Яков и Ольга.
Седьмое поколение: Яков Филиппович Лебедев (1893-1971)
Яков Филиппович, мой дедушка, связан с такими же судьбоносными переменами и переселениями в истории рода Лебедевых, как Павел и Севастьян в 18 веке. Яков - последний Брасовский Лебедев, переселившийся в 1923 году из Брянска в Москву, и - соответственно - родоначальник московских Лебедевых. Парадоксальным образом, он при этом и первый (и последний) «брянский» в строгом смысле слова Лебедев, так как его предки в самом Брянске никогда не жили, а он работал в молодости на Брянском механическом заводе. Отныне Лебедевы почти полвека жили по адресу Плющиха 37, квартира 18. Кстати, этот дом находится на углу Плющихи и Неопалимовского переулка, где была написана бессмертная «Переписка из двух углов» Вячеслава Иванова и Михаила Гершензона, а сам дом 37 неожиданно упоминается в записных книжках Марины Цветаевой: в страшный 1918 год она стояла там в очереди к врачу для своей дочери Ариадны (Али).
Яков Филиппович начинал как простой машинист, в 1933 году закончил в Харькове Институт инженеров путей сообщения, а войну закончил как начальник важного участка, снабжавшего Белорусский фронт и после войны - оккупированную Германию. Одним из сувениров той эпохи остается «лебедевское зеркало» (Германия, конец 19 века), стоявшее сначала на Плющихе, потом на Воротниковском переулке, а теперь на Большом Головине.
Яков Филиппович у многих на памяти, материалов о нем слишком много, чтобы тут все изложить. Для меня он «дедушка Яша», с которым я играл в шахматы на Плющихе и ходил на Смоленскую площадь покупать живых раков. Никогда не забуду его любимое выражение «Ишь ты!», произносимое с совершено особенной интонацией в случае, если я, как ему казалось, я вел себя или высказывался слишком дерзко или самонадеянно. По существу, это был точный русский народный аналог дельфийского изречения «Знай себя!», то есть «Держи себя в рамках!».
Его жена - моя дорогая бабушка Анна Ивановна Нагибина (в девичестве), их дети Виктор (1921), Валентин (1923) и Лев (1926).
Приложение:
Запись о рождении Якова Филипповича Лебедева в метрической книге села Брасова Севского уезда Орловской губернии за 1893 год.
«Счет родившихся - № 32. Дата рождения - 20 марта. Дата крещения - 21 марта. Имена родившихся - Яков (Iаковъ).
Звание, имя, отчество и фамилии родителей и какого вероисповедания: «Села Брасова Крестьянинъ Филиппъ Егоровъ Лебедевъ и жена его Наталия Петровна, православные»
[ниже имена совершивших обряд крещения]:
Протоиерей Н. Гавриловъ
Псаломщикъ Тимофей Красинъ»
***
Далее я ограничиваюсь сухим перечнем имен и дат, так как речь идет о тех, кого мы все хорошо знаем.
Восьмое поколение: дети Якова Филипповича и Анны Ивановны
Виктор Яковлевич Лебедев (31.1.1921, Брянск - 8.5.1953, Москва) - артиллерист, герой Сталинграда
Валентин Яковлевич Лебедев (18.1.1923 Брянск - 12.3.2008, Москва) военачальник + Элли Николаевна Лебедева (19.3.1922 Константинополь - 31.7.2005 Москва)
Лев Яковлевич Лебедев (род. 26.10.1926 - 22.10.2012, Москва) - военный дипломат + Лидия Ивановна, урожденная Никанорова (род. 26.2.1928)
Девятое поколение
Линия Валентина Яковлевича:
Андрей Валентинович Лебедев (род. 9.5.1951, Москва), эллинист и философ
Валентин Валентинович Лебедев (род. 10.1.1960)
Линия Льва Яковлевича:
Елена Львовна Лебедева (род. 2.7.1954, Москва)
Сергей Львович Лебедев (род. 21.8.1963, Москва)
ЭПИЛОГ
Итак, род «наших» Лебедевых известен по документам почти 300 лет, считая от даты рождения Василия - первого Лебедева, 1725; трехсотлетний юбилей будет в 2025 году. Из них почти 200 лет (для точности 198) они жили на территории современной Брянской области и около столетия - в Москве (столетний юбилей жизни в Москве будет в 2023 году), причем из них первые 34 года были «малороссиянами», то есть жили в гетманской Малороссии - селе Красный Рог (правда, теперь это тоже Брянская область). Где они жили до 1725 года, мы не знаем. Будем надеяться, что Владимир Алексеев приоткроет завесу над этой тайной, найдя в архивах неизвестный документ.
Можно сказать, что у наших Лебедевых было три (документально засвидетельствованных) «вотчины»: Красный Рог, Брасово и округа (включая непродолжительное пребывание в Холмече) и Москва. Дольше всего они жили в селе Брасово и его округе (164 года: с 1759 по 1923), поэтому я и назвал их выше «Брасовские Лебедевы». Брасовские Лебедевы были людьми простого звания, до 19 февраля 1861 года (3 марта по новому стилю), когда был опубликован манифест Александра Второго об освобождении крестьян, - крепостными крестьянами Апраксиных. При этом последние трое (а это почти все Лебедевы 19-го века) - Иван, Егор и Филипп после 1823 года были «дворовыми людьми», то есть работали не на полях, а в усадьбе Апраксиных. Из них Филипп Егорович был точно кузнец, и не исключено, что его отец и дед - тоже.
Судьба компенсировала брасовским Лебедевым скромность происхождения экстраординарностью мест, в которых они жили. По своему культурно-историческому значению, великолепию усадебной жизни и изысканности архитектуры Красный Рог и Брасово имеют не много аналогов среди сел Брянской области. Кроме того, Брасово в свое время входило в Комарицкую волость, где возникла известная плясовая «Комаринская», ставшая символом русской удали и бесшабашности. Правда, усадьба А.К. Толстого в Красном Роге сгорела во время войны (действует ее клон), а усадьба Апраксиных - Романовых в Брасово была разграблена во время революции и представляет собой сейчас грустное зрелище: Sic transit gloria mundi. Утешительно то, что птенцы брасовского гнезда, разлетевшись по свету и свив себе новое большое гнездо в Москве и еще гнезда поменьше (по количеству, а не по значимости) по обе стороны Атлантики, явили миру то качество, которое древние греки называли АРЕТЭ - «доброту» в смысле умения достигать исключительных высот в своем деле.