November 12, 2018

История моих предков. Часть II. История брасовских Лебедевых

Составил Андрей Лебедев
Версия 1.0 (7.6.12)

Излагаемые здесь генеалогические данные основаны на архивных разысканиях, которые по инициативе Андрея Валентиновича Лебедева провел в 2010-2011 годах брянский историк и специалист по генеалогии Владимир Алексеев, бывший директор Брянского исторического музея.

Основным источником для Алексеева послужили т.н. «ревизские сказки» 18-го и 19-го веков, которые хранятся в ГАБО (Государстенном архиве Брянской области), а также в ЦГАДА (Центральном государственном архиве древних актов в Москве). Все полученные Алексеевым данные подтверждаются фотографиями оригиналов - соответствующих страниц ревизских сказок.

«Реви́зские ска́зки — документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. В ревизские сказки (кроме 1, 2 и 6 ревизий) включались лица мужского и женского пола, но в сводных таблицах женский пол никогда не фигурировал.

В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими.

В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, причём в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству с одной стороны повышать собираемость подушевого налога, а с другой создавало условия для злоупотреблений (этот факт получил отражение в «Мертвых душах» Гоголя)» (справка из БСЭ).

Всего было десять ревизий: первая при Петре Великом в 1719 году, последняя при Александре Втором в 1858 году.

Происхождение фамилии «Лебедев»

Первые известные по документам Лебедевы, родившиеся в 18-ом веке, - Василий, его сын Павел и его внук Севастьян - еще не носили фамилию Лебедев, а упоминаются в «ревизских сказках» по имени-отчеству - «Павел Васильев», «Севастьян Павлов» и т.д. Первый известный носитель этой фамилии - сын Севастьяна Иван (род. в 1798), который в ревизской сказке 1858 года фигурирует как «Иван Севастьянов Лебедев». Почему и при каких обстоятельствах он получил эту фамилию - неизвестно. Поскольку фамилия Лебедев очень распространена среди лиц духовного звания, можно предположить, что ему дал при крещении свою фамилию крестивший его священник, но это не более, чем догадка. Священникам, в свою очередь, давались при выпуске из семинарии фамилии из «птичьей», «цветочной» или иной серии как своего рода символические оценки достоинств ученика: Лебедев или Орлов явно превосходили по успеваемости Воробьева или Синицына, а Розов или Лилеев - Ромашкина или Василькова. В Согласно немецкому филологу Унбегауну, автору исследования по истории русских фамилий, фамилия Лебедев по частоте встречаемости стоит на шестом месте после Смирнова, Иванова и т.д.

Первые Лебедевы - «из малороссиян»

Лебедевы первых поколений причислены в ревизских сказках к категории «из малороссиян», то есть недавних переселенцев из Гетманской Малороссии, находившейся совсем неподалеку.

Лебедевы в Красном Роге и Холмечи.

Первое поколение: Василий Лебедев (1725 - 1795)

Самый первый известный по документам Лебедев звался Василий. Он родился в селе Красный Рог Почепского уезда Стародубского полка Гетманской Малороссии (позднее превратившийся в Мглинский уезд Черниговской губернии, а - ныне Почепский район Брянской области), из крестьян.

В 1759 г. Василий бежал от последнего гетмана Малороссии Кирилла Разумовского под власть московских царей в деревню Холмечь (вариант Холмечи) Севского уезда Орловской губернии, ныне Суземский район Брянской области. Холмечь находилась недалеко от Брасова и принадлежали тому же помещику - Степану Апраксину.

Этот факт засвидетельствован в ревизской сказке села Брасово 1782 г., имеющей исключительную ценность для истории лебедевского рода. Сказку составили, очевидно, важные лица местной администрации - атаман Ефрем Антонов и войт Кирила Федосеев. Вот ее подлинный текст: «Ревизская сказка малороссиян 1782 июля 10 дня вотчины Ея Императорского Величества флигель–адьютанта и Киевского пехотного полка полковника Степана Степановича Апраксина села Брасова атаман Ефрем Антонов и Гавриловской Гуты войт Кирила Федосеев
Л.19 об. в д. Холмечи
Павел Васильев 32
У него жена Агафья Федорова дочь 32
У них сын Савостьян 11
У него ж Васильева <Павла> теща, вдова Федоровская жена Наталья Иванова дочь 50 лет
Итого в Холмечи м.п. 2 ж.п. 2
Отец ево (П.В.) был уроженец Почепского уезду села Красного Рогу и сюда пришел в 759 году»

Красный Рог, откуда происходил первый Лебедев, был не совсем обычным селом. Это была резиденция гетманов Малороссии, по своему значению - столица тогдашней Украины. Красным Рогом владели гетманы Данило Апостол (1658-1734) , Мазепа (1644-1709), Скоропадский (1646-1722) , а в момент бегства оттуда Василия Лебедева (1759) это была резиденция последнего гетмана Малороссии Кирилла Григорьевича Разумовского, которому Екатерина Вторая после ликвидации гетманства передала Красный Рог в потомственное владение. В 19 веке имение унаследует правнук Кирилла Разумовского по матери - писатель Алексей Константинович Толстой, а теперь там его литературно-мемориальный музей (главный усадебный дом, по свидетельству самого А.К.Толстого, был построен по проекту Растрелли). Любопытная деталь: от Красного Рога всего 20 км до Выгоничей и Кожановки, где находятся корни рода Нагибиных, из которого происходила Анна Ивановна Лебедева (Нагибина), жена Якова Филипповича.

Что заставило Василия Лебедева сменить не только место жительства, но и подданство, неизвестно. Надо думать, он бежал не от хорошей жизни.

Второе поколение: Павел Васильевич (1750-1810)

Итак, из той же ревизской сказки 1782 года мы узнаем, что второй Лебедев - Павел Васильевич было тогда 32-х лет, столько же было его жене Агафье Федоровне, и 11 лет их сыну Севастьяну. В одном доме с ними жила его теща Наталья Ивановна 50 лет, вдова отца Агафьи Федора. Умер Павел в 1810 году в селе Брасово.

Третье поколение: Севастьян Павлович (1771-1834)

Севастьян Павлович родился в 1771 г., умер в 1834 в Брасово, родоначальник Брасовских Лебедевых (хотя, если считать Холмечи Брасовским подворьем, родоначальником будет Павел). Родился в деревне Холмечи, а в 1798 году был переведен в село Брасово. В ревизской сказке села Брасова 1816 г. значится с семьей в списке дворов малороссиян во дворе № 5. Крепостной генерала от кавалерии и разных орденов (Апраксина).

Жена Федосья Петровна (1778-1834), дети: Иван (1798), Илья (1799, близнец Семена), Семен (1799), Елена (1804), Прасковья (1807), Михаил (1810), Федосья (1813)

Четвертое поколение: Иван Севастьянович Лебедев (1798-1854)

Иван Лебедев родился в Брасово в 1798 году и умер там же в 1854 (любопытно, что в течение 4 лет, с 1854 по 1858 он был как раз гоголевской «мертвой душой», то есть для налогового ведомства считался живым). Он первый известный по документам носитель фамилии Лебедев. И первый, кто числится просто среди «крестьян», без упоминания «малороссиян», то есть считается русским (Ревизская сказка села Брасово за 1858 год). Как видим, процесс обрусения занял почти 40 лет и три поколения. Можно предположить, что обретение великорусской идентичности и русской фамилии Лебедев связаны между собой. В той же ревизской сказке 1858 года имеется интересная приписка к данным об Иване: « Переведен <из> оной мал<...> вотчины нужд<...> в село Брасово во дворовые в 1823». Эта приписка не может относиться к Егору, т.к. он родился в 1826; значит, она относится к Ивану. Перевод во «дворовые» значит перевод из крестьян в усадьбу Апраксиных. Связан ли этот перевод с работой в усадебной кузнице? Мы не знаем. Жену Ивана звали Прасковья Астафьева (род. 1800), у них было трое сыновей: Егор (1826), Аким (1846) и Степан (1849).

Пятое поколение: Егор Иванович Лебедев (1826 - после 1858)

Егор Иванович Лебедев родился в 1826 в Брасово и умер после 1858 там же. Переведен из крестьян села Брасова около 1855 года из двора № 167 в дворовые люди Брасовской усадьбы, двор № 113. В Ревизской сказке села Брасово за 1858 год он числится среди «дворовых», а не среди «крестьян». Крепостной человек Е.И.В. камер-юнкера Виктора Владимировича Апраксина. Жена Александра Ермиловна (Ермакова) (1831-1858), дети Алексей (1852), Акулина (1852), Филипп (1856).

Шестое поколение: Филипп Егорович Лебедев (1856 - умер после 1900)

Филипп Лебедев родился в Брасово в 1856 году, точная дата его смерти неизвестна, так как после освобождения крестьянства ревизские сказки составлять перестали. По воспоминаниям Якова Филипповича Лебедева, записанным Элли Николаевной Лебедевой в 1967 году, его отец Филипп Егорович Лебедев был кузнец. Сопоставив тот факт, что отец Филиппа Егор был переведен из крестьян Брасова в дворовые люди Брасовской усадьбы Апраксиных (впоследствии Романовых), с тем, что среди развалин Брасовской усадьбы сохранилась внушительная по масштабам кузница 19 века, можно предположить, что Филипп Егорович работал именно в этом здании кузницы. С Филиппа начинается (?) увлечение Лебедевых «железом» и механикой: Филипп ковал железо, его сын Яков стал железнодорожником, а сын Якова Валентин - артиллеристом, опять же железные механизмы и снаряды, а также механическая тяга. Начиная с Андрея, Валентинова сына, наметилась, по крайней мере в одной линии, переориентация с железа на софт: там пошли филологи, программисты, дизайнеры... Но как показывает пример Сергея Львовича Лебедева, увлечение механикой и тяжелой техникой в роду отнюдь не исчезло...

Жену Филиппа, как недавно установил Владимир Алексеев, разыскав метрическую книгу села Брасово того времени, звали Наталья Петровна (см. запись о рождении Якова Филипповича ниже). У Филиппа и Натальи было двое детей: Яков и Ольга.

Седьмое поколение: Яков Филиппович Лебедев (1893-1971)

Яков Филиппович, мой дедушка, связан с такими же судьбоносными переменами и переселениями в истории рода Лебедевых, как Павел и Севастьян в 18 веке. Яков - последний Брасовский Лебедев, переселившийся в 1923 году из Брянска в Москву, и - соответственно - родоначальник московских Лебедевых. Парадоксальным образом, он при этом и первый (и последний) «брянский» в строгом смысле слова Лебедев, так как его предки в самом Брянске никогда не жили, а он работал в молодости на Брянском механическом заводе. Отныне Лебедевы почти полвека жили по адресу Плющиха 37, квартира 18. Кстати, этот дом находится на углу Плющихи и Неопалимовского переулка, где была написана бессмертная «Переписка из двух углов» Вячеслава Иванова и Михаила Гершензона, а сам дом 37 неожиданно упоминается в записных книжках Марины Цветаевой: в страшный 1918 год она стояла там в очереди к врачу для своей дочери Ариадны (Али).

Яков Филиппович начинал как простой машинист, в 1933 году закончил в Харькове Институт инженеров путей сообщения, а войну закончил как начальник важного участка, снабжавшего Белорусский фронт и после войны - оккупированную Германию. Одним из сувениров той эпохи остается «лебедевское зеркало» (Германия, конец 19 века), стоявшее сначала на Плющихе, потом на Воротниковском переулке, а теперь на Большом Головине.

Яков Филиппович у многих на памяти, материалов о нем слишком много, чтобы тут все изложить. Для меня он «дедушка Яша», с которым я играл в шахматы на Плющихе и ходил на Смоленскую площадь покупать живых раков. Никогда не забуду его любимое выражение «Ишь ты!», произносимое с совершено особенной интонацией в случае, если я, как ему казалось, я вел себя или высказывался слишком дерзко или самонадеянно. По существу, это был точный русский народный аналог дельфийского изречения «Знай себя!», то есть «Держи себя в рамках!».

Его жена - моя дорогая бабушка Анна Ивановна Нагибина (в девичестве), их дети Виктор (1921), Валентин (1923) и Лев (1926).

Приложение:

Запись о рождении Якова Филипповича Лебедева в метрической книге села Брасова Севского уезда Орловской губернии за 1893 год.

«Счет родившихся - № 32. Дата рождения - 20 марта. Дата крещения - 21 марта. Имена родившихся - Яков (Iаковъ).
Звание, имя, отчество и фамилии родителей и какого вероисповедания: «Села Брасова Крестьянинъ Филиппъ Егоровъ Лебедевъ и жена его Наталия Петровна, православные»

[ниже имена совершивших обряд крещения]:
Протоиерей Н. Гавриловъ
Псаломщикъ Тимофей Красинъ»

***

Далее я ограничиваюсь сухим перечнем имен и дат, так как речь идет о тех, кого мы все хорошо знаем.

Восьмое поколение: дети Якова Филипповича и Анны Ивановны

Виктор Яковлевич Лебедев (31.1.1921, Брянск - 8.5.1953, Москва) - артиллерист, герой Сталинграда

Валентин Яковлевич Лебедев (18.1.1923 Брянск - 12.3.2008, Москва) военачальник + Элли Николаевна Лебедева (19.3.1922 Константинополь - 31.7.2005 Москва)

Лев Яковлевич Лебедев (род. 26.10.1926 - 22.10.2012, Москва) - военный дипломат + Лидия Ивановна, урожденная Никанорова (род. 26.2.1928)

Девятое поколение

Линия Валентина Яковлевича:
Андрей Валентинович Лебедев (род. 9.5.1951, Москва), эллинист и философ
Валентин Валентинович Лебедев (род. 10.1.1960)

Линия Льва Яковлевича:
Елена Львовна Лебедева (род. 2.7.1954, Москва)
Сергей Львович Лебедев (род. 21.8.1963, Москва)

ЭПИЛОГ

Итак, род «наших» Лебедевых известен по документам почти 300 лет, считая от даты рождения Василия - первого Лебедева, 1725; трехсотлетний юбилей будет в 2025 году. Из них почти 200 лет (для точности 198) они жили на территории современной Брянской области и около столетия - в Москве (столетний юбилей жизни в Москве будет в 2023 году), причем из них первые 34 года были «малороссиянами», то есть жили в гетманской Малороссии - селе Красный Рог (правда, теперь это тоже Брянская область). Где они жили до 1725 года, мы не знаем. Будем надеяться, что Владимир Алексеев приоткроет завесу над этой тайной, найдя в архивах неизвестный документ.

Можно сказать, что у наших Лебедевых было три (документально засвидетельствованных) «вотчины»: Красный Рог, Брасово и округа (включая непродолжительное пребывание в Холмече) и Москва. Дольше всего они жили в селе Брасово и его округе (164 года: с 1759 по 1923), поэтому я и назвал их выше «Брасовские Лебедевы». Брасовские Лебедевы были людьми простого звания, до 19 февраля 1861 года (3 марта по новому стилю), когда был опубликован манифест Александра Второго об освобождении крестьян, - крепостными крестьянами Апраксиных. При этом последние трое (а это почти все Лебедевы 19-го века) - Иван, Егор и Филипп после 1823 года были «дворовыми людьми», то есть работали не на полях, а в усадьбе Апраксиных. Из них Филипп Егорович был точно кузнец, и не исключено, что его отец и дед - тоже.

Судьба компенсировала брасовским Лебедевым скромность происхождения экстраординарностью мест, в которых они жили. По своему культурно-историческому значению, великолепию усадебной жизни и изысканности архитектуры Красный Рог и Брасово имеют не много аналогов среди сел Брянской области. Кроме того, Брасово в свое время входило в Комарицкую волость, где возникла известная плясовая «Комаринская», ставшая символом русской удали и бесшабашности. Правда, усадьба А.К. Толстого в Красном Роге сгорела во время войны (действует ее клон), а усадьба Апраксиных - Романовых в Брасово была разграблена во время революции и представляет собой сейчас грустное зрелище: Sic transit gloria mundi. Утешительно то, что птенцы брасовского гнезда, разлетевшись по свету и свив себе новое большое гнездо в Москве и еще гнезда поменьше (по количеству, а не по значимости) по обе стороны Атлантики, явили миру то качество, которое древние греки называли АРЕТЭ - «доброту» в смысле умения достигать исключительных высот в своем деле.