Истории исторических фотографий. Шарбат Гула

Продолжаю интересоваться тем, как ретушировали разные известные фотографии и что стало с теми, кто на них изображен.

Стив Маккери - очень известный американский фотограф. В июне 1985-го журнал "Нейшнл Географик" разместил его снимок с афганской беженкой на обложке. Кстати, Маккери известен тем, что ничего не ретуширует.

Вообще, для американцев попадание фотографии на обложку известного журнала - это важное событие (потому что там хуйню всякую не выберут и вообще реально парятся над такой ответственной темой).

Кроме того, в западной культуре много значения придается тому, что изображено на фотографии. Можно это сравнить с тем, какую у нас роль играют произведения живописи, типа девочки с персиками или мишек в сосновом лесу. В западной культуре существуют известные и значимые фотографии. Афганская девочка - одна из них.

В нашей культуре я вообще не могу вспомнить ни одной фотографии, которая бы была большим явлением. У нас нет традиции глядеть в глубокие бездонные глаза девочки, думать о судьбе мира, переводить матпомощь в Пакистан, переживать эмоциональное состояние того, кто изображен и пр. У нас вообще другое отношение к визуальным образам. Мы вообще первобытноваты, потому что за пририсованные к портрету Иисуса Христа очки, рога и хвост могут легко и топором зарубить.

Так вот. Маккери все переживал, что фотография такая известная, а девочка - нет. И поехал искать ее снова в 2002-м. И приехал, и нашел, и сфотографировал снова. Собственно, это была вторая фотография девочки за всю ее жизнь.

Еще интересная особенность - у них там и скульптор-герасимовед и эфбээровец-криминалист и окулист-иридодиагност все эту бедную тетку проверили на предмет того, она ли это или нет. Казалось бы, кого ебет? Но нет, американцам надо все научно обосновать и доказать. А нам похуй. И так ведь ясно - взгляд потух. Вот и вся наука, епты.

Подробности, видео, оценки экспертов можно почитать на сайте журнала: http://ngm.nationalgeographic.com/2002/04/afghan-girl/index-text