April 9, 2018

Московская история

В "Истории города Москвы" Забелина встретил прекрасный фрагмент о том, как принимались в Москве решения о сносе старых зданий. В данном случае - древнем храме на территории Кремля.

Контекст: Москва после пожара 1812 года. Заммэра по строительству в процессе подготовки Кремля к параду, где среди зрителей будет прусский король, приходит к патриарху поговорить о сносе 300-летнего храма, который любят все москвичи, потому что москвичи всегда любили старину, а начальство - нет.

Но вот что рассказывает свидетель всей этой истории, барон В.И. Штейнгель, адъютант главнокомандующего Москвы графа Тормасова, принимавший деятельное участие в возобновлении разоренной и сожженной Москвы. Это было 1816 года, когда в августе император Александр I прибыл взглянуть на опустошенный город и остался очень доволен его быстрым обновлением.
"По отбытии государя", - пишет барон, - "мы с новой горячностию принялись за окончательное обновление Кремля и устройство Москвы - (что происходило уже в 1817 году, когда в Москву прибыл император Александр вместе с Прусским королем).
"На Кремлевской площади оставался старый собор, называемый "Николы Голстунскаго", похожий на "Спаса на Бору", также вросший в землю. Его, по почтительной древности, предположено было обнести благовидною галереею по примеру домика Петра Великаго; но полученное известие, что с государем прибудет и Прусский король, подало мысль: собор сломать, а площадь очистить для парадов.
"Граф послал меня переговорить об этом важном предмете с Августином. Преосвященный в полном значении слова вспылил, наговорил опрометчиво тьму оскорбительных для графа выражений; но, как со всеми вспыльчивыми бывает, постепенно стих и решил так: "Скажите графу, что я согласен, но только с тем, чтобы он дал мне честное слово, что, приступив к ломке, по наступлении ночи, к утру не только сломают, но очистят и разровняют все место так, чтобы знака не оставалось, где был собор. Я знаю Москву: начни ломать обыкновенным образом, толков не оберешься. Надо удивить неожиданностию, и все замолчат. Между тем я сделаю процессию: торжественно перенесу всю утварь во вновь отделанную церковь под колокольней Ивана Великаго и вместе с тем освящу ее". "Довольный таким результатом переговоров, граф сказал: "О, что до этого, я наряжу целый полк: он может быть уверен, что за ночь не останется ни камешка". При первом свидании с преосвященным граф выразил ему особую благодарность.
Источник: Иван Забелин. История города Москвы

Церковь Николы Гостунского (справа на переднем плане) была снесенв в одну ночь в 1817 году. Двести лет прошло, а ничего не меняется. Только церкви стали неприкосновенными, зато на всю остальную старину можно срать, если сносить быстро.