October 19, 2008

Работа не по специальности

Продолжаю разгребать фотооархив.

Нельзя сказать, что я плохо фотографирую, потому что я вообще не умею фотографировать. Я, конечно, просидел пару лет с увеличителем и химикатами собственного замеса, мне нравятся хорошие фотоаппараты и объективы, я прекрасно знаю всю теорию, я помню, что область глубины резкости располагается на одной трети до точки фокуса и на двух третях после нее, и отличаю выдержку от диафрагмы. Но я не почувствовал той самой одной важной вещи про фотографию, которую я почувствовал про дизайн. Поэтому фотоаппарат в моей жизни играет роль переносного ксерокса - удобно, но результат не стоит обсуждать.

Со временем смотреть на фотографии тем интереснее, чем больше забываешь о том, что видел и где был. В разное время мне приходилось заниматься самыми разными вещами, но почти всегда рядом был фотоаппарат.

Когда я учился в американской школе (1990-1991), к нам пришли какие-то бизнесмены из СССР. Киевские. Они приехали о чем-то говорить с американскими производителями фанерных домов. И у них не было переводчика. Поэтому один день переводил мой брат, а второй день - я. При том, что английский мы знали тогда ооочень плохо. Но зато мы знали русский лучше всех в районе города Таусона.

Бизнесмен из Киева:

Уровень диалогов внушал уверенность в том, что все получится, обосраться придется в какой-нибудь другой раз.
- Вы приехали из СССР?
- Да, мы приехали из СССР.
- Вот тут мы производим жилье для простых американских жителей.
- Ух ты, здорово. А спроси, сколко у них человек работает?

К тому времени я уже знал, что Америка - совок. Но посещение фабрики со всей наглядной агитацией (на дальнем торце написано "качество КАЧЕСТВО качество") заставило меня посмотреть на Америку с еще большим презрением - это ничем не отличалось от Второго авторемонтного завода, где я в советской школе проходил УПК под руководством пьяных слесарей.

Потом американские коллеги отвели советстких в японский ресторан, где все готовят прямо на столе, в который встроена плита.

Я вернулся в СССР, где не было ни одной плиты ни в одном столе ни в одном японском ресторане, но тут он как раз и развалился.

Кто-то позвал позырить на смелый перформанс группы под названием, кажется, Скворцы. Четверо художников разделись догола, раскрасились гуашью и пробежали по Калининскому проспекту.

Обратите внимание на охуевшие лица книжных фарцовщиков, а также на их наряды - Голливуд научился такие шить только сегодня. Это у Дома книги.

Многие люди стали уезжать на запад, думая, что там лучше. Среди них была и моя знакомая. Правда, незадолго до ее отъезда у нее умер какой-то родственник. И меня попросили быть фотографом на похоронах. Это был год то ли 92-й, то ли 93-й.

Как-то раз я сидел в гостях в Козихинском переулке. И тут под окнами загорелась машина. Событие было из разряда совершенно неслыханных, это тоже 92-й. Горящая машина снялась с тормозов и медленно въехала задом в припаркованный Рафик.

Я был предусмотрителен - в сумке валялась на всякий случай кодаковская пленка на 1600 единиц по госту. Я ее вставил и отснял. После чего позвонил в "Московский комсомолец", рассказав об увиденном. В Комсомольце согласились с тем, что не каждый день в Москве горят машины (не то что сейчас) и предложили обсудить гонорар по результам проявленного. Я сказал, что у меня сейчас нет под рукой готового проявителя, но я готов отвезти пленку в редакцию. Ну, вези, говорят.
На следующий день мне вернули проявленную пленку, сказав что для печати не очень. Хорошо, что не выкинули.

Сейчас я сижу в Шотландии. Название каждого населенного пункта вокруг соответствует названиям на этикетках виски, расставленных в баре, в котором я сижу. Меня сюда пригласили для неожиданного проекта виски "Грантс". Смысл в том, что четырем разным творческим людям даются задания сделать что-нибудь, чего они делать не должны уметь. Кинорежиссеру - снять фоторепортаж. Художникам - снять фешн. Дизайнеру, то есть мне, - снять серию рекламных фотографий. Нельзя сказать, что я плохо фотографирую, потому что я вообще не умею фотографировать. Именно поэтому эксперимент будет чистым, как виски "Грантс" 12-летней выдержки.

Завтра съемка.