July 17, 2014

Трагедия в метро: реакция СМИ и позиция города

Недавнее страшное происшествие в метро в глазах людей выглядит так:

Реакция СМИ и блоггеров выглядит так:

Реакция города выглядит так:

Пример попытки нормального разбора ситуации: http://ru-metro.livejournal.com/3815412.html, еще один содержательный пост, дающий пищу для размышлений: http://korrus1988.livejournal.com/6096.html

Я не могу вспомнить случая, когда в России после какой-нибудь серьезной аварии с жертвами власть или руководство соответствующего ведомства взяли бы информационный контроль в свои руки и вырулили бы ситуацию достойно, содержательно и по-человечески.

Для цивилизованного общества реакция русских журналистов и блоггеров - лютейший мракобесный пиздец. Вдруг все стали транспортными экспертами (на прошлой неделе все были экспертами по залповым орудиям, две недели назад - по космическим кораблям и т. д.). И каждого мудака стараются вывести в эфир с его кривожопым мнением.

Всегда набегут пиздострадальцы с каментами, что, мол, нас целенаправленно истребляют. Или что деньги тратятся не туда (при этом никто и никогда не делал новостей из того, что деньги потратились куда надо).

Фактически, разруливать общественное мнение предлагается неграмотным мудакам из прессы, которые за свои слова и действия никак не отвечают, их задача - истерить. Текущая проблема в России - отсутствие качественного информирования и неверие в наличие умных людей среди аудитории.

Простой пример - как ведут себя пилоты гражданских самолетов. Русский пилот - партизан и коммунист, выдавит из себя через "эээ..." и "ммм..." три слова и навсегда умолкнет. Его позиция - "настоящий мужик лишнего не спизднет". Иностранный пилот - лицо компании, специалист, бравый капитан, расскажет все так, как будто у него полный борт вторых помощников летит: "господа, наш вылет откладывается на 15 минут, в аэропорту большой трафик, наш номер в очереди - 10, как только диспетчер даст добро, я сообщу вам, а пока наслаждайтесь свежей прессой". То есть, в одной и той же ситуации пассажир в русском и в иностранном самолете информируются совершенно по-разному. И за жизнь эта разница накапливается очень сильно.

Еще более простой пример про разницу в культурах - объявления у подъезда. В Нью-Йорке, если у двери висит объявление, оно суперактуально. Там написано, что с часу до двух сегодня лифт будет на ремонте. И ровно так и будет. В Москве объявление может быть про что угодно, если там написано про ремонт лифта, то он был полгода назад.

То же самое верно и про любое другое событие - от взрыва электростанции до автомобильной аварии. Качество реакции, комментариев, экспертов, инфографики, фактов - принципиально разное. У нас принято считать, что специалисты разберутся, не нужно мешать им своими домыслами. Но люди не обязаны терпеть в тишине, они выдвигают безумные гипотезы с первой же секунды. И именно это должны понять все, кто отвечают за свои ведомства - реагировать тоже нужно с первой же секунды.

И реагировать нужно по делу, и превышать ожидания. С первой же секунды нужно выдвигать свои материалистичные гипотезы, тут же открывать "горячие линии", моментально собирать "ситуативные кабинеты", где рассказывать журналистом об обстановке. Пиар - это бадминтон без правил, где вместо волана тебе могут и какашку подкинуть. (Простой пример: пресс-служба метро должна была в первую же секунду сообщить, что Беседин прервал отпуск и вылетел на место происшествия, вся информация поступает к нему в реальном времени, а не дожидаться, что бородавочная гиена Лайф-ньюс напишет, что "глава метрополитена в курсе аварии, но прерывать отпуск не намерен".)

Конечно, на западе проще с прессой, она более высокого уровня изначально и депутатов-мудаков в эфир со своим говномнением никто не выводит. Но так они же не в один день умными стали, их воспитывали сто лет.

У нас в стране нельзя ждать, пока у нас пресса и блоггеры поумнеют, нужно формировать информационные инструменты в той среде, какая есть.