December 4, 2012

Воздушный поцелуй с креном 20 градусов и скоростью 70 узлов

Как вы знаете, в следующем году пройдут две этнографические экспедиции, одна на вертолетах, другая - на яхте (подробнее: https://blog.tema.ru/1279356.html).

К яхте мы еще вернемся, а пока все мои нерабочие мысли посвящены вертолетам. Было бы странно, если бы в кругосветной вертолетной экспедиции моя степень подготовки была бы на уровне продвинутого багажа. Чтобы не быть багажом, я учусь управлять вертолетом.

Для моего сознания это невероятный прорыв. Пока что я делаю самые первые и робкие шаги, но уже могу кое-как взлететь, пролететь немного, затормозить, зависнуть и сесть. Лучше всего получается висение (потому что с него начинают), но видео я бы никому пока не показал, чтобы не позориться.

Я подумал, что некоторым читателям может быть интересно, как совершенно неприспособленный для летания человек (я) осваивает одно из самых сложных умений в мире (летание).

Сейчас, после первого десятка занятий, когда на горизонте появилась надежда, что я не полностью безнадежный криворукий мудозвон, мне кажется, что у серии постов про обучение летанию будет не только начало, но и продолжение.

Итак, для того, чтобы начать обучаться летать, не нужно ничего. То есть, можно прямо попить кофейку и в домашних тапочках сесть за штурвал. Инструктор следит за всем процессом, его задача на первом этапе - сформировать устойчивые и необходимые навыки у будущего летчика.

Как говорит мой инструктор, вертолет - это велосипед с тремя рулями. Органы управления такие:

1) джойстик ("циклический шаг") для того, чтобы лететь вперед-назад и вправо-влево
2) наклон лопастей/газ ("шаг/газ") для того, чтобы лететь вверх-вниз и прибавлять газку на старте
3) педали ("педали") для того, чтобы поворачиваться на месте направо-налево

Самое первое и важное - умение висеть. Оно уже требует владение всеми тремя рулями. Проще всего - лететь. Сидишь и летишь, говна пирога.

Конечно, если бы я сегодня взлетел сам без инструктора, это был бы последний раз, когда я смог бы написать пост. Поэтому я стараюсь все запоминать и в каждый следующий раз обсираться меньше, чем в предыдущий.

Заслуживает внимания техника обучения. Каждый раз мы собираемся выполнять какое-то упражнение, например - взлет/посадка. Через минут двадцать наступает усталость - я делаю это хуево, но навык понемногу переходит из фазы активного размышления в фазу автоматизации действия. И в этот момент мы начинаем делать что-то совершенно новое, на голову круче всего предыдущего. Например, лететь в полном тумане по приборам. На фоне этого все прошлые навыки начинают казаться детским садом.

Ну ладно, пора лететь.

- Буньково 12345, ко взлету готов, инструктор Ракитский, курсант Лебедев.